+7 (495) 649-33-99
+7 (903) 742-02-42
Новости

НОВОСТИ LEAN. Два события, объединенных Lean... О роли людей в производственной системе

20 Октября 2011
Добрый день!

Сегодня я расскажу о двух интересных событиях, в которых мне посчастливилось принять участие. Оба события связаны с широкой темой, которая сейчас развивается в России - это Lean - Бережливое производство или Производственные системы. Многие предприятия, решая сиюминутные или, как мы говорим, горящие задачи, начали задумываться о том, зачем им необходимо заниматься Lean.

Первое событие - это форум, организованный журналом Генеральный Директор, в котором приняли участие предприятия, внедряющие Бережливое производство.
Тема, вокруг которой строилось общение, акцентировалась не на конкретные инструменты Lean – карты потока, ячейки, 5S, SOP и т.д., а на роли людей в производственных системах

Известных инструментов мотивации, различных KPI, поощрений уже недостаточно. Как заметил один из выступающих - “купить улучшения” - уже не приносит ожидаемого результата. Это - про премии за подачу предложений. Значит должны быть другие критерии работы с персоналом. Особенно непросто приходится крупным предприятиям, где работают разные социальные слои населения. Как создать условия, где главная движущая сила – люди, которые могут развивать производственную систему. Мнения, которые высказывались директорами и управленцами, сводились к тому, что необходима долгая планомерная работа с коллективом. Что, добившись быстрого результата вначале внедрения ПС, кажется, что далее идет топтание на месте. И вот в эти моменты как раз и проявляются настоящие улучшения.

Поездка в город Ярославль на предприятие “Русские Краски” подтвердила, что люди - главные агенты перемен, и задача руководителя создать такие условия, в которых перемены стали бы необратимыми. Виктор Абрамов, генеральный директор предприятия, взяв на себя ответственность за внедрение Бережливого производства, создал систему, которая в настоящих условиях может достичь потрясающих результатов. Первое что бросилось в глаза, это четко обозначенная политика компании, в каждом цехе и в каждом отделе доводится до сотрудников миссия и цели организации. Стратегические карты Хосин Канри связывают стратегии и тактики отделов в единое целое. Система подачи предложений понятно регламентирована и доведена до сотрудников. Менеджеры по потокам, картируя существующие процессы, в командах улучшают процессы, выявляя ненужные потери.

Несмотря на нелегкие условия, в которых существует предприятие (в городе и области много иностранных предприятий, где зарплаты в разы выше), многие сотрудники уходят и возвращаются на предприятие, где более понятны цели, и созданы все условия, чтобы расти и развиваться. Виктор - из тех людей, которые дают человеку шанс реализовать себя. Это очень важно. Сотрудники проходят обучение Бережливому производству, и это обучение переходит в качественные проекты. Полный цикл создания краски происходит в цехах, которые четко соответствуют понятиям Lean.

Чистые, с отсутствием лишних предметов, с встроенными ячейками и красочным, как в альбоме, оборудовании, да-да я не ошибся, то, что даже у нас на предприятии руководители в меру своих парадигм просто испугались применять, здесь было реализовано совершенно: желтые и зеленые трубы, разноцветные баки и мельницы, оборудование для розлива краски. Каждый предмет имеет свой цвет, чтобы исключить ошибку. А мы привыкли, что станок должен быть серый – ведь поставщик его так покрасил. А в Ярославле люди более открыты к переменам. Есть чему поучиться.
Процедуры вывешены над каждым станком и четко зафиксировано продолжительность каждой операции. Бригадиры постоянно работают то с одним, то с другим потоком, помогая сотрудникам, и в то же время не забывая каждый час отмечать показатели выработки на стенде. Конечно, были вещи, которые нужно улучшать, но они есть и будут всегда на любом предприятии. Главное, что руководитель сам, а не уполномоченное лицо, беспрестанно живет Бережливым производством и лично руководит изменениями, а не уполномоченное лицо. Появляется гордость, что надпись сделано в России, уже не вызывает усмешек, а становится символом достойной продукции.

Поездка принесла много интересных идей, которые хочется быстрее внедрить и в нашей компании, но нужно время, терпение и настойчивость. Очень важно чтобы Lean стал привычкой для всех сотрудников, нужны условия, чтобы люди жили и работали в атмосфере непрерывных улучшений.

Панов Григорий