«Все они вышли из одного улея…»
Так говорят про тех, кто жил в доме
на Монпарнас.
Лолет
Наряду с нашумевшей выставкой Сальвадора Дали ГМИИ им. Пушкина, выставлены работы мастеров «Парижской школы» (до 20 ноября).
Более 200 произведений из музеев и частных коллекций живописи, графики, скульптуры и фотографии представлены на выставке.
Само понятие «Парижская школа» объединяет художников (французов и иностранцев), живших в парижском районе артистической богемы Монпарнаса.
Первый зал знакомит нас с Парижем начала XX века. Мы видим разные его стороны. Фотографии, сделанные Ман Рэем, Андре Кертешем – это эпизоды бесшабашной жизни Парижа, колоритные места города любви или огней?… Во втором зале, друзья и единомышленники «Парижской школы» - писатель и режиссер Жан Кокто, словно оживает на картине Ромейна Брукса. Мы знакомимся с галеристом Полем Гийомом и многими другим, кто разделял взгляды художников «Парижской школы».
Работы ярких представителей «Парижской школы» Амедео Модильяни и Хаима Сутина, выставлены в третьем зале. Модильяни, с его особым стилем, отточенностью форм и вытянутыми пропорциями, вдохновляет и удивляет. Работы Сутина поражают не меньше: энергетика, внутренний драматизм, искаженные очертания фигур - это его почерк. Отдельный зал отведен выходцу из Японии Леонару (Цугухару) Фужита. В Париже он выработал уникальную авторскую манеру, в ней сочетались изысканность силуэтов фигур и красота женских образов.
Отдельный зал отведен работам Марка Шагала. Именно в Париже родилась картина «Видение» (автопортрет с музой), в ней соединились реальность и фантазия, уютный домашний Витебск и свободная атмосфера Парижа. Продолжая осмотр, мы созерцаем живописцев и скульпторов, подхвативших романтическое видение мира, характерное «Парижской школе». Это работы таких авторов как Пинхус Кремень и Михаил Кикоин. Седьмой зал впечатляет яркостью и декоративностью работ Моисея Кислинга,художника из Польши хорошего друга Амедео Модильяни. Восьмой зал посвящен фовизму, первому новаторскому течению XX века Дерен, Марке и конечно же Матисс, с его неповторимым синим цветом в картине «Марокканский триптих».
Особое внимание привлекла картина Андре Дерена «Просушка парусов». Несмотря на то, что она была написана в 1905 году, настроение картины пересекается с нынешними трендами. Колорит интенсивных цветовых контрастов не оставил меня равнодушной. Видимо тоска по лету, солнечным дням и морю, дала о себе знать. Смотря на картину Андре Дерена «Просушка парусов», погружаешься в мир летнего позитива. На картине изображено средизе¬мноморское побережье Франции в Коллиуре, приставшие к берегу лодки. Основное отличие этой картины заключается в передачи солнечного света. Дерена особен¬но занимала проблема передачи цвета под воздействием южного солнца, «съедающего» тени. «Новое понимание света, — отмечал Дерен, — заключается в отрицании тени... Здесь тени — это целый мир отблесков и света, проти¬воположного свету солнца...» Светотеневую моделировку Дерен заменяет сопо¬ставлением контрастных пятен красного, оранжевого, желтого, синего, зеленого цветов. Подобного упрощения художественных средств еще не знала европейская живопись. Гибкое, взрывчатое пространство, экспрессивные цветные контуры, воодушевленные цвета становятся основными вы¬разительными качествами фовистской живописи.
В окончание экспозиции мы знакомимся с картинами выходцев из Российской империи – Васильевой, Ларионовым, наблюдаем насыщенный колорит работ Елены Эттинген, рассматриваем работы грузинских мастеров – Гудиашвили «Весна».
Выставка «Парижская школа» признана уникальной. Картины Марка Шагала, Пабло Пикассо и Амедео Модильяни можно было видеть ранее в Москве, но работы Леонару (Цугухару) Фужито и Моисея Кислинга демонстрировались впервые. Мне они тоже запали в душу. Фужито со своим монохромно-серым колоритом и Моисей Кислинг, демонстрирующий декоративность и яркость художественных образов не оставил меня равнодушной.
ЛеКсюНа