НОВОСТИ КОМПАНИИ. А3 - ценный инструмент LEAN для решения проблем.
29 Ноября 2010
Уважаемые коллеги!
Я, как обычно, обращаюсь к вам именно так. Я считаю, что все мы занимаемся одним общим делом: учимся сами и учим других выражать свои эмоции посредством подарочной упаковки. На этом, прямо скажем, не легком пути еще встречаются сложности и проблемы. Об одном из методов решения проблем мы и поговорим сегодня. Я узнал о нем на мастер-классе мистера Хонга Ли, который проходил в Москве 10-12 ноября 2010 года в рамках Пятого Российского Lean Форума. Метод называется «А3 tool» или «Документ А3» или «Метод планирования в формате А3». Мне больше понравился вариант «А3».
Немного истории.
Что такое А3? В физическом смысле А3 - это просто размер бумаги (международный стандарт: 297х420мм). Однако в 60-е годы Toyota, при внедрении метода решения проблем, предложений, планов и анализа состояния, взяла за основу бумагу, именно, этого формата.
Самый часто задаваемый вопрос, почему именно А3, а не А4, например? Конечно, важен не формат, а процесс, лежащий в основе метода. Однако, надо сказать, что в большинстве случаев формат А3 - оптимальный, для того, чтобы вместить полную информацию по проблеме и поиску решения. Важно, что к документу А3 могут и должны прилагаться дополнительные материалы, графики, таблицы. Однако самые важные пункты нужно фиксировать в «головном» документе А3.
Итак, изначально А3 - это пустой шаблон. Мы берем любую проблему и начинаем заполнять документ А3. (Схематично описание метода А3 представлено на картинках). Главное, это пройти ВСЕ шаги, указанные в шаблоне. Иначе мы скатимся до решения проблем традиционным способом: возникновение проблемы/ быстрое реагирование методом «тушение пожара»/ повторение проблемы через какое-то время. Метод А3 действует, если его пропустить через следующую процедуру: возникновение проблемы/ быстрое реагирование методом «тушение пожара»/ выявление первопричин/ превентивные меры.
Давайте возьмем условную проблему, на которой можно потренироваться. Ну, например...
I. Заголовок или Предыстория
«Я залил соседей снизу»
II. Текущее состояние
Прибежал разъяренный сосед снизу и, чуть ли, не с кулаками набросился на меня: «Мы только что сделали ремонт! А вы нас залили! Срочно что-то делайте». Я прибежал в ванную комнату. Вода льется через край ванной. Закрываю воду. Берусь за тряпки. У меня сухо. Иду к соседям. Устраняю локальные последствия наводнения. Теперь у них тоже сухо. (Надо сказать, что обычно заполнение документа А3 происходит уже после оперативного устранения проблемы методом «тушения пожара», иначе последствия могут быть еще более плачевными).
III. Цели
Сделать так, чтобы проблема больше не возникала
IV. Анализ
Этот пункт метода я считаю самым главным, так как он позволяет выявить первопричину возникшей проблемы. Способов анализа множество. Самый действенный, на мой взгляд, метод 5-ти почему. Считается, что к пятому «почему» мы сможем выявить первопричину. В результате анализа, выявили первопричину проблемы - неработающая система слива ванной, а также щели между плитками на полу, в которые протекла вода.
V. Предлагаемые контрмеры
Сделать ремонт у соседей. Сделать ремонт у себя (устранить щели в полу, установить работающую систему защиты от переполнения ванной).
Застраховать свою ответственность перед третьими лицами.
VI. План
Подробный план мероприятий, думаю, не буду приводить. Он должен включать в себя конкретные действия, сроки, ответственные лица.
VII. Последующие мероприятия
После устранения проблемы и всех последствий надо подумать, а какой еще ущерб я могу нанести своим соседям?
Конечно, данный пример весьма условный. Более того, в рамках этой статьи вы узнали о методе очень и очень поверхностно. Но моя цель была не рассказать подробно о методе А3, а заинтересовать им. Надеюсь, у меня это получилось.
Почитать подробнее об А3 tool можно в книге Джона Шука (John Shook) «Managing to Learn», а также в другой литературе по инструментам Lean.
С наилучшими пожеланиями,
Третьяков Никита
Руководитель отдела поставок Grand Gift